Сайт Голеневой Ирины Александровны.
Среда, 24.04.2024, 20:19
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Наш опрос
Готовы ли Вы и ваша школа внедрять ФГОС
Всего ответов: 8

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Главная » Статьи » Мои статьи

    «Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика»

    Голенева Ирина Александровна, учитель иностранного языка и географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карцовская основная общеобразовательная школа»

     

    Тема: «Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика»

     

    Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность.

    Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.

    Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

    Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант. В начале урока, когда дети входят в класс они выбирают картинки:


    Интересно


    Хочу домой


    Не знаю


    Очень устал

    В конце урока каждый ребенок выбирает себе еще по одной картинке, проанализировав выбор детей можно понять, на сколько удачный у меня был урок. Я могу видеть свой урок глазами детей.

    Также интересен прием оценки «приращения» знаний и достижения целей. Предлагаю детям закончить фразу:

    ·        Я не знал …, а теперь я знаю…

    ·        У меня не получалось…, а теперь получается…

    ·        Я не понимал…, а теперь понимаю…

      Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.

    Достаточно известен прием синквейна. Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учеников.

    После выполнения любого задания по карточке предлагаю рядом с каждым выполненным заданием поставить значок:

    ! - было трудно выполнить;

    v- не было трудно;

    Иногда даю такое задание, чаще в среднем звене, расшифровать оценку учителя (устно). Дети анализируют свои ответы, вспоминают, на какие вопросы они отвечали, и насколько правильно.

    Другой прием, позволяющий  провести интеллектуальную рефлексию усвоения понятий «Таблица», где каждый учащийся фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

    Понятие

    Знал

    Узнал

    Хочу знать

     

     

     

     

     

    Рефлексию урока можно проводить с помощью различных программ. Вместо ответов на привычный вопрос:

    Что нового изучил?

    Даю детям кроссворд, выполненный в Microsoft Office PowerPoint 2007, или тест, выполненный в той же программе. Использую программу «Мешалка».

    Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    Использованная литература:

    1.     Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2

    2.     Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31.

    3.               Халперн Д. Психология  критического   мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).

    Категория: Мои статьи | Добавил: Irinka22 (17.07.2012)
    Просмотров: 5637 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
    Сеть творческих учителей Продленка Банк Интернет-портфолио учителей