Наш опрос |
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Поиск |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Голенева Ирина Александровна, учитель иностранного языка и географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карцовская основная общеобразовательная школа»
Тема: «Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика»
Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант. В начале урока, когда дети входят в класс они выбирают картинки:
В конце урока каждый ребенок выбирает себе еще по одной картинке, проанализировав выбор детей можно понять, на сколько удачный у меня был урок. Я могу видеть свой урок глазами детей. Также интересен прием оценки «приращения» знаний и достижения целей. Предлагаю детям закончить фразу: · Я не знал …, а теперь я знаю… · У меня не получалось…, а теперь получается… · Я не понимал…, а теперь понимаю… Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке. Достаточно известен прием синквейна. Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учеников. После выполнения любого задания по карточке предлагаю рядом с каждым выполненным заданием поставить значок: ! - было трудно выполнить; v- не было трудно; Иногда даю такое задание, чаще в среднем звене, расшифровать оценку учителя (устно). Дети анализируют свои ответы, вспоминают, на какие вопросы они отвечали, и насколько правильно. Другой прием, позволяющий провести интеллектуальную рефлексию усвоения понятий «Таблица», где каждый учащийся фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Рефлексию урока можно проводить с помощью различных программ. Вместо ответов на привычный вопрос: Что нового изучил? Даю детям кроссворд, выполненный в Microsoft Office PowerPoint 2007, или тест, выполненный в той же программе. Использую программу «Мешалка». Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Использованная литература: 1. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2 2. Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31. 3. Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»). | |||||||||||||||||
Просмотров: 5637 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |